Так сложилось, что в своей клинической практике я наблюдаю как детей, так и взрослых: детей – с периода новорожденности, а взрослых – до возраста ветеранов… Анализируя проявления болезней (симптомы, синдромы) задумываясь о причинах их возникновения, приходишь к мысли, что корни болезни уходят далеко… в детство, а именно – в первый год жизни…
Каждый ребенок уникален: у него своя – единственная – генетическая программа, своя история развития до рождения, в момент и после него… Ребенок индивидуален и его путь уже предначертан… но все же, не всегда все идеально; и тогда возникает вопрос, каким образом вернуться к естественности, как, возможно, восстановить нарушенное равновесие.
Одним из возможных путей такого воздействия является, как это ни парадоксально звучит – соблюдение этапности в формировании двигательного онтогенеза (развития) ребенка на первом году жизни. Двигательно-моторное развитие это та область, в которой мы можем оказать воздействие на качество формирования систем регуляции в организме, а именно в нервной системе. Конечно, – в определенной степени, но все же. Я намеренно говорю именно о движении. Это позволяет сузить рамки, быть более конкретным и не растекаться в нюансах.
Итак…
Ребенок рождается с комплексом безусловных рефлексов, обеспечивающих его функционирование в первые месяцы жизни. Регуляция их осуществляется на уровне спинного мозга, ствола головного и среднего мозга. К ним относятся сосательный и хоботковый рефлексы, поисковый и ладонно-ротовой. Все они обеспечивают «пищевое» поведение. Целый комплекс рефлексов обеспечивает непроизвольные двигательные реакции. К ним относятся рефлекс опоры и автоматической походки, рефлекс ползания, рефлекс Моро, защитный рефлекс, хватательный и некоторые другие. Важное место в функционировании безусловных рефлексов принадлежит вестибулярному аппарату. По мере формирования нервной системы, её «верхних уровней регуляции», безусловные рефлексы оттормаживаются и постепенно угасают. Им на смену приходят произвольные моторные навыки.
Важным является то, что все эти события генетически детерминированы и являются результатом эволюционного развития человека.
Все безусловные рефлексы проявляют себя с самого рождения или с первых дней жизни ребенка. Постепенно врожденные рефлекторные реакции угасают. Некоторые из них, например рефлекс опоры и автоматической походки, угасают к 1,5 – 2 месяцам. Большинство же из них «исчезают» к 3-4 месяцу жизни. И именно поэтому нет необходимости в поддержании безусловно-рефлекторной активности, а именно – нет необходимости в поддержании навыка ползания и ходьбы…
Произвольные двигательные реакции начинают «проявлять» себя с 1,5 месячного возраста и первым из них является произвольный контроль головы – ребенок, выложенный на живот, поднимает и удерживает голову, поворачивает её с одной стороны на другую и обратно… Именно поэтому необходимо выкладывать ребенка на живот – как можно дольше – с конца первого месяца жизни.
С этого же возраста начинает проявлять себя и речевая функция – появляется «гуление», и продолжительность его составляет 1,5-2 месяца.
Как было сказано выше, развитие ребенка – естественный процесс, но для его реализации мы (взрослые) должны этому способствовать и, ни в коем случае, не мешать… Формирующиеся произвольные навыки «сцеплены» друг с другом. И сформированная ранее функция способствует формированию последующей. Вслед за способностью контролировать положение головы в пространстве, ребенок начинает поднимать туловище с опорой его на руки-предплечья. Этот навык становится достоянием ребенка к 2-2,5 месяцам. С 2,5 – 3 месячного возраста у ребенка начинают формироваться зрительно-моторные навыки – малыш начинает произвольно тянуться к игрушке, захватывает и тянет её в рот. Навык становится очевидно оформленным к 3,5-4 месяцам. Появляется бимануальное взаимодействие. В этот же период ребенок активно начинает группировать ноги к животу, захватывать их в положении на спине.
Как говорилось выше, примерно к этому возрасту безусловные рефлексы практически угасают, и, благодаря этому, становится возможным реализация «глобального» навыка – поворота со спины на бок, а затем на живот. Вначале ребенок отрабатывает какую-либо одну сторону, например, поворачивается через правое плечо. По мере автоматизации функции поворота в эту сторону, осваивается поворот и через левое плечо. Важным на этом этапе является то, чтобы реакция поворота была сформирована симметрично, чтобы у ребенка не было предпочтения к какой-либо одной стороне, что бывает достаточно часто. Таким образом, ребенок к 3,5-4 месяцам осваивает навыки поворота со спины на живот. И, начиная с этого периода, практически все время малыш проводит на животе, что способствует формированию произвольной мануальной активности в этом положении.
С этого возраста у ребенка меняется качество речи – появляется «лепетная» речь. Этот период речевого развития составляет около 3-х месяцев.
Около 1-1,5 месяцев ребенок «отрабатывает», автоматизирует данный навык и в возрасте 5 месяцев начинается формирование поворота с живота на спину. Как и в предыдущем этапе, вначале осваивается поворот в одну сторону, затем в другую. Таким образом, к 6 месяцам ребенок практически все время проводит на животе, хорошо контролирует положение головы в пространстве, активно манипулирует обеими руками, поворачивается во все стороны – как со спины на живот, так и в обратную сторону. В положении на животе способен совершать повороты вправо-влево, т.е. крутится на животе.
Важным на протяжении всего этого периода является минимальное по времени пребывание ребенка в положении отличном от горизонтального. Почему? Исходя из физиологических возможностей ребенка – самостоятельно он не способен занять какое-либо другое (кроме горизонтального) положение. Что происходит, если мы предоставляем возможность ребенку пребывать в этом положении достаточно длительное время? Начинает преобладать разгибателный – экстензорный тонус. И если его становится «слишком много», он оказывает влияние на дальнейшее формирование произвольных двигательно-моторных навыков.
С 6-6,5 месячного возраста ребенок начинает осваивать навык ползания – группируется в «четверенешную» позицию, раскачивается и, наконец, ползет… Это очень важный период. Ползая, ребенок совершенствует свою тоническую организацию и её регуляцию. Также происходит тренировка вестибулярного аппарата, формируется зрительное пространство. Всегда прошу родителей, чтобы они способствовали тому, чтобы этот период был максимально продолжительным – с 7-7,5 месяцев и до 12-13 месяцев.
С началом ползания, в речевом развитии ребенка мы отмечает появление слогов, которые к концу первого года становится первыми словами.
Большими событиями, происходящими во втором полугодии жизни ребенка (на фоне ползания) являются самостоятельная посадка и произвольная вертикализация, т.е. вставание ребенка. Происходит это в возрасте 6,5-7,5 месяцев и 8-9 месяцев соответственно.
Важно, чтобы навык посадки был самостоятельным – присаживать ребенка нежелательно, т.к. это может создавать дискоординацию в регуляции и, возможно, отставание (или опережение) формирования функции посадки. То же можно сказать и о способствовании пребыванию малыша в вертикальном положении и ходьбе с поддержкой или у опоры. Такой ход событий может повлиять на «сворачивание» функции ползания и более раннему началу произвольной, самостоятельной ходьбы…
Почему я об этом хотел еще раз рассказать? Что происходит, если нарушается – в той или иной мере – эта последовательность?
Примеров очень много….
Рассмотрим ситуацию, встречающуюся очень часто, а именно: ребенок мало ползает, рано начинает вставать и самостоятельно ходить… Именно так бывает у детей, которые в дальнейшем формируют неправильную осанку (например, сколиоз); также отмечается тенденция Х-образной деформации нижних конечностей, плоско-вальгусной установке стоп. Думаю, такая ранняя нагрузка на формирующуюся опорно-двигательную систему является в дальнейшем (к 30-40-50 годам…), предпосылкой к дегенеративным процессам в суставах (артрозы); конечно же – к болевым синдромам (мышечно-тоническим, дискогенным).
Другой наглядный пример. Очень частыми нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта у детей первого года жизни являются частые срыгивания, ферментативная недостаточность тонкого кишечника, дискинезии в желче-выводящей системе, дискоординация в работе дистальных отделов толстого кишечника – либо частый стул, либо, наоборот, тенденция к нерегулярному стулу – запорам… Конечно же, эти нарушения стремятся компенсировать диетологически, симптоматической заместительной терапией, без чего, порой, не обойтись. Желудочно-кишечный тракт – тоже мышечный орган, регулируемый нервной системой, её вегетативным отделом. И если двигательно-моторное развитие проходит не гармонично (асимметричные повороты, ранняя посадка, стремительное ползание и самостоятельная ходьба), то есть вероятность, что описанные дисфункции желудочно-кишечного тракта первого года в дальнейшем станут гастро-эзофагеально-рефлюксной болезнью, язвенной болезнью желудка или 12-перстной кишки, дискинезией желчевыводящих путей, а также холециститом и желчнокаменной болезнью – в дальнейшем, синдромом раздраженного кишечника…
Нарушение формирования речевой функции у детей в первые годы жизни имеет прямую взаимосвязь с моторикой тела. Как уже упоминалось выше, каждому этапу развития тела соответствует своя речь – гуление, лепет, слоги, слова… И если моторика ребенка развивается негармонично, то в дальнейшем велика вероятность задержек в формировании речи или различной степени её недоразвития, что сейчас встречается очень часто; нарушается качество речи (дислалии, дизартрии, заикание).
Перечень примеров можно продолжать и продолжать…: повышенная возбудимость, несбалансированность в эмоционально-волевой сфере, нарушения сна… соматоформные расстройства – сосудистые, бронхолегочные, мочеполовые, обменно-трофические…
Таким образом, если мы придерживаемся естественного хода событий на первом, очень важном году жизни ребенка, то, как минимум, профилактируем развитие разнообразных дисфункций, которые в дальнейшем могут стать вполне конкретными болезнями… Что же делать, если развитие ребенка было «непоследовательным»? Любые телесно-ориентированные нагрузки в домашних условиях, занятия спортом – для здоровья – вне всякого сомнения – ДА!
И, конечно, значимым лечебным эффектом обладает гомеопатический метод, глубоко воздействующий на регуляторные процессы, запускающий механизмы саморегуляции, способствующий восстановлению пошатнувшегося равновесия в организме.
Спасибо, Всеволод Владимирович, за эту статью, наверно узнав о ней раньше мы бы во многом пересмотрели отношение к развитию 1 года в жизни нашего малыша, но надеюсь сейчас нам помогут разговориться ваши назначения и телесно-ориентированные нагрузки.
Огромное спасибо доктору Всеволоду Владимировичу и конечно отдельная благодарность гомеопатическому центру!!!
Очень рада,что прочитала эту статью, как раз в момент,когда мой ребенок начинает активные перевороты, теперь я смогу уберечь его от дальнейших проблем с развитием! Эта статья наталкивает на мысль, о том что все должно идти своим чередом!!!
Отдельное спасибо гомеопатическому центру за таких замечательных докторов!!! Это мастера своего дела!!! Наблюдаюсь в центре уже около 15 лет, теперь мой сын так же наблюдается у замечательного педиатора!!!
Еще раз выражаю свою благодарность Центру и всему коллективу!
Я уже достаточно смотрел онлайн,
наверно больше, чем 2 часа сегодня, но нигде не нашел интересной статьи, такой как ваша.
На мой взгляд, если все владельцы
веб-сайтов и блогеры будут делать хороший контент, как и
вы, интернет-пространство будет в большей степени
качественней
Я не cмог пройти мимо статьи.
Действительно круто написано
Бейбицентр, спасибо за отзыв))