Двигательно-моторное развитие ребенка первого года жизни. Важные моменты.

Так сложилось, что в своей клинической практике я наблюдаю как детей, так и взрослых: детей – с периода новорожденности, а взрослых – до возраста ветеранов… Анализируя проявления болезней (симптомы, синдромы) задумы­ваясь о причинах их возникновения, приходишь к мысли, что корни болезни уходят далеко… в детство, а именно – в первый год жизни…

Каждый ребенок уникален: у него своя – единственная – генетическая про­грамма, своя история развития до рождения, в момент и после него… Ребенок индивидуален и его путь уже предначертан… но все же, не всегда все идеально; и тогда возникает вопрос, каким образом вернуться к естественности, как, воз­можно, восстановить нарушенное равновесие.

Одним из возможных путей такого воздействия является, как это ни парадоксально звучит – соблюдение этапности в формировании двигательного онтогенеза (развития) ребенка на первом году жизни. Двигательно-моторное развитие это та область, в которой мы можем оказать воздействие на качество формирования систем регуляции в организме, а именно в нервной системе. Конечно, – в определенной степени, но все же. Я намеренно говорю именно о дви­жении. Это позволяет сузить рамки, быть более конкретным и не растекаться в нюансах.

Итак…

Ребенок рождается с комплексом безусловных рефлексов, обеспечивающих его функционирование в первые месяцы жизни. Регуляция их осуще­ствляется на уровне спинного мозга, ствола головного и среднего мозга.  К ним относятся сосательный и хоботковый рефлексы, поисковый и ладонно-ротовой. Все они обеспечивают «пищевое» поведение. Целый комплекс рефлексов обес­печивает непроизвольные двигательные реакции. К ним относятся рефлекс опо­ры и автоматической походки, рефлекс ползания, рефлекс Моро, защитный ре­флекс, хватательный и некоторые другие. Важное место в функционировании безусловных рефлексов принадлежит вестибулярному аппарату. По мере фор­мирования нервной системы, её «верхних уровней регуляции», безусловные ре­флексы оттормаживаются и постепенно угасают. Им на смену приходят произ­вольные моторные навыки.

Важным является то, что все эти события генетически детерминированы и являются результатом эволюционного развития человека.

Все безусловные рефлексы проявляют себя с самого рождения или с первых дней жизни ребенка. Постепенно врожденные рефлекторные реакции  уга­сают. Некоторые из них, например рефлекс опоры и автоматической походки, угасают к 1,5 — 2 месяцам. Большинство же из них «исчезают» к 3-4 месяцу жизни. И именно поэтому нет необходимости в поддержании безусловно-ре­флекторной активности, а именно – нет необходимости в поддержании навыка ползания и ходьбы…

Произвольные двигательные реакции начинают «проявлять» себя с 1,5 месячного возраста и первым из них является произвольный контроль головы – ребенок, выложенный на живот, поднимает и удерживает голову, поворачивает её с одной стороны на другую и обратно… Именно поэтому необходимо выклады­вать ребенка на живот – как  можно дольше – с конца первого месяца жизни.

С этого же возраста начинает проявлять себя и речевая функция – появляется «гуление», и продолжительность его составляет 1,5-2 месяца.

Как было сказано выше, развитие ребенка – естественный процесс, но для его реализации мы (взрослые) должны этому способствовать и, ни в коем случае, не мешать… Формирующиеся произвольные навыки «сцеплены» друг с другом. И сформированная ранее функция способствует формированию последующей. Вслед за способностью контролировать положение головы в пространстве, ребенок начинает поднимать туловище с опорой его на руки-пред­плечья. Этот навык становится достоянием ребенка к 2-2,5 месяцам. С 2,5 — 3 ме­сячного возраста у ребенка начинают формироваться зрительно-моторные на­выки – малыш начинает произвольно тянуться к игрушке, захватывает и тянет её в рот. Навык становится очевидно оформленным к 3,5-4 месяцам. Появляется бимануальное взаимодействие. В этот же период ребенок активно начинает группировать ноги к животу, захватывать их в положении на спине.

Как говорилось выше, примерно к этому возрасту безусловные рефлексы практически угасают, и, благодаря этому, становится возможным реализация «глобального» навыка – поворота со спины на бок, а затем на живот. Вначале ре­бенок отрабатывает какую-либо одну сторону, например, поворачивается через правое плечо. По мере автоматизации функции поворота в эту сторону, осваива­ется поворот и через левое плечо. Важным на этом этапе является то, чтобы реакция поворота была сформирована симметрично, чтобы у ребенка не было предпочтения к какой-либо одной стороне, что бывает достаточно часто.  Таким образом, ребенок к 3,5-4 месяцам осваивает навыки поворота со спины на жи­вот. И, начиная с этого периода, практически все время малыш проводит на животе, что способствует формированию произвольной мануальной активности в этом положении.

С этого возраста у ребенка меняется качество речи — появляется «лепетная» речь. Этот период речевого развития составляет около 3-х месяцев.

Около 1-1,5 месяцев ребенок «отрабатывает», автоматизирует данный на­вык и в возрасте 5 месяцев начинается формирование поворота с живота на спину. Как и в предыдущем этапе, вначале осваивается поворот в одну сторону, затем в другую. Таким образом, к 6 месяцам ребенок практически все время проводит на животе, хорошо контролирует положение головы в пространстве, активно манипули­рует обеими руками, поворачивается во все стороны – как со спины на живот, так и в обратную сторону. В положении на животе способен со­вершать поворо­ты вправо-влево, т.е. крутится на животе.

Важным на протяжении всего этого периода является минимальное по времени пребывание ребенка в положении отличном от горизонтального. Почему? Исходя из физиологических возможностей ребенка – самостоятельно он не способен занять какое-либо другое (кроме горизонтального) положение. Что происходит, если мы предоставляем  возможность ребенку пребывать в этом по­ложении достаточно длительное время? Начинает преобладать разгибател­ный – экстензорный тонус. И если его становится «слишком много», он оказы­вает влияние на дальнейшее формирование произвольных двигательно-моторных навыков.

С 6-6,5 месячного возраста ребенок начинает осваивать навык ползания –  группируется в «четверенешную» позицию, раскачивается и, наконец, ползет…  Это очень важный период. Ползая, ребенок совершенствует свою тоническую организацию и её регуляцию.  Также происходит тренировка вестибулярного аппарата, формируется зрительное пространство. Всегда прошу родителей, чтобы они способствовали тому, чтобы этот период был максимально продолжи­тельным – с 7-7,5 месяцев и до 12-13 месяцев.

С началом ползания, в речевом развитии ребенка мы отмечает появление слогов, которые к концу первого года становится первыми словами.

Большими событиями, происходящими во втором полугодии жизни ре­бенка (на фоне ползания) являются самостоятельная посадка и произвольная вертикализация, т.е. вставание ребенка. Происходит это в возрасте 6,5-7,5 месяцев и 8-9 месяцев соответственно.

Важно, чтобы навык посадки был самостоятельным – присаживать ребенка нежелательно, т.к. это  может создавать дискоординацию в регуляции и,  воз­можно, отставание (или опережение) формирования функции посадки. То же можно сказать и о способствовании пребыванию малыша в вертикальном положении и ходьбе с поддержкой или у опоры. Такой ход событий может повлиять на «сворачивание» функции ползания и более раннему началу произвольной, самостоятельной ходьбы…

Почему я об этом хотел еще раз рассказать? Что происходит, если нарушается – в той или иной мере – эта последовательность?

Примеров очень много….

Рассмотрим ситуацию, встречающуюся очень часто, а именно: ребенок мало ползает, рано начинает вставать и самостоятельно ходить… Именно так бывает у детей, которые в дальнейшем формируют неправильную осанку (например, сколиоз); также отмечается тенденция Х-образной деформации нижних конечностей, плоско-вальгусной установке стоп. Думаю, такая ранняя на­грузка на формирующуюся опорно-двигательную систему является в дальней­шем (к 30-40-50 годам…), предпосылкой  к дегенеративным процессам в суста­вах (артрозы); конечно же – к болевым синдромам (мышечно-тоническим, диско­генным).

Другой наглядный пример. Очень частыми нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта у детей первого года жизни являются частые срыгива­ния, ферментативная недостаточность тонкого кишечника, дискинезии в жел­че-выводящей системе, дискоординация в работе дистальных отделов толстого ки­шечника – либо частый стул, либо, наоборот, тенденция к нерегулярному стулу – запорам… Конечно же, эти нарушения стремятся компенсировать диетологичес­ки, симптоматической заместительной терапией, без чего, порой, не обойтись. Желудочно-кишечный тракт – тоже мышечный орган, регулируемый нервной системой, её вегетативным отделом. И если двигательно-моторное развитие проходит не гармонично (асимметричные  повороты, ранняя посадка,  стреми­тельное ползание и самостоятельная ходьба), то есть вероят­ность, что описан­ные дисфункции желудочно-кишечного тракта первого года в дальнейшем станут гастро-эзофагеально-рефлюксной болезнью, язвенной болезнью желудка или 12-перстной кишки, дискинезией желчевыводящих путей, а также холециститом и желчнокаменной болезнью – в дальнейшем, синдромом раздраженного кишечника…

Нарушение формирования речевой функции у детей в первые годы жизни имеет прямую взаимосвязь с моторикой тела. Как уже упоминалось выше, каждому этапу развития тела соответствует своя речь – гуление, лепет, слоги, слова… И если моторика ребенка развивается негармонично, то в дальнейшем велика вероятность задержек в формировании речи или различной степени её недоразвития, что сейчас встречается очень часто; нарушается  качество речи (дислалии, дизартрии, заикание).

Перечень примеров можно продолжать и продолжать…: повышенная возбудимость, несбалансированность в эмоционально-волевой сфере, нарушения сна… соматоформные расстройства – сосудистые, бронхолегочные, мочеполо­вые, обменно-трофические…

Таким образом, если мы придерживаемся естественного хода событий на первом, очень важном году жизни ребенка, то, как минимум, профилактируем развитие разнообразных дисфункций, которые в дальнейшем могут стать вполне конкретными болезнями… Что же делать, если развитие ребенка было «непо­следовательным»? Любые телесно-ориентированные нагрузки в домашних условиях, занятия спортом – для здоровья – вне всякого сомнения – ДА!

И, конечно, значимым лечебным эффектом обладает гомеопатический метод, глубоко воздействующий на регуляторные процессы, запускающий механизмы саморегуляции, способствующий восстановлению пошатнувшегося рав­новесия в организме.

Ерохин В.В., врач-невролог, врач-гомеопат, канд. мед. наук

Comments

  • Спасибо, Всеволод Владимирович, за эту статью, наверно узнав о ней раньше мы бы во многом пересмотрели отношение к развитию 1 года в жизни нашего малыша, но надеюсь сейчас нам помогут разговориться ваши назначения и телесно-ориентированные нагрузки.

    KostakovaChristinaСентябрь 21, 2014
  • Огромное спасибо доктору Всеволоду Владимировичу и конечно отдельная благодарность гомеопатическому центру!!!
    Очень рада,что прочитала эту статью, как раз в момент,когда мой ребенок начинает активные перевороты, теперь я смогу уберечь его от дальнейших проблем с развитием! Эта статья наталкивает на мысль, о том что все должно идти своим чередом!!!
    Отдельное спасибо гомеопатическому центру за таких замечательных докторов!!! Это мастера своего дела!!! Наблюдаюсь в центре уже около 15 лет, теперь мой сын так же наблюдается у замечательного педиатора!!!
    Еще раз выражаю свою благодарность Центру и всему коллективу!

    АленаСентябрь 29, 2014

Добавить комментарий