Современных родителей волнует вопрос: «Куда подевалась самостоятельность детей?».
«Я в твои 18 лет была уже самостоятельным человеком, хорошо готовила, за своими вещами следила сама …», – говорит мама девушки, в обязанности которой до 17 лет входила хорошая учеба, занятия бальными танцами и занятия у репетиторов.
«Почему мой ребенок не обращает внимание на машины в городе?», – спрашивает мама мальчика, которого отвозят на автомобиле в школу и секции.
Наши дети живут в автомобилях, учатся в школе и занимаются в большом количестве секций – они вынуждены соответствовать высоким требованиям общества, а на бытовые премудрости у них уже не остается ни сил, ни времени, ни желания.
Что же делать?
Обратимся за помощью к таблице, разработанной Ю. Б. Гиппенрейтер, которая предлагает постепенно увеличивать зону самостоятельных дел ребенка.
Ребенку разрешается делать все по его усмотрению или желанию.
|
Ребенку разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ.
|
В этом диапазоне находятся действия, которые взрослыми не приветствуются, НО ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются.
|
Действия ребенка, которые категорически запрещены.
|
Итак, Вы расписываете действия ребенка по четырем зонам и обсуждаете (договариваетесь) с ним, объясняя свои ограничения. Возможно, что после обсуждения Ваш план претерпит изменения. Через год вернитесь к старому договору и пересмотрите его, увеличивая зеленую зону. Естественно, что какие-то действия ребенка перейдут из одной зоны в другую, например:
2 класс | Нельзя делать домашние задания без черновика. | 3 класс | Можно не использовать черновик, если уверен. |
Какие дела – действия могут обсуждаться:
- Распорядок дня
- Подготовка домашнего задания
- Обязанности по дому
- Правила поведения в школе, на улице, дома, с сестрами и братьями
- Уход за домашними питомцами
- Содержание в порядке своей одежды
- Выбор секций по интересам ребенка
И так далее
3 класс | 4 класс |
Ухаживать за животным Выбирать секции по своему желанию Делать уроки в последовательности, которую определяет сам |
Мыть за собой посуду после обеда до прихода родителей Ухаживать за животным Выбирать секции по своему желанию Делать уроки в последовательности, которую определяет сам |
Выбирать себе одежду, технические средства Ходить в ближайший магазин за молоком, хлебом, мороженым Гулять в любом месте парка с контрольными местами встреч |
Самостоятельно добираться до школы и обратно домой общественным транспортом Поддерживать относительный порядок в своей комнате в течение недели Выбирать себе одежду, технические средства Ходить в ближайший магазин за молоком, хлебом, мороженым Гулять в любом месте парка с контрольными местами встреч |
Ложиться поздно спать в дни школьных каникул, в Новый год |
Летом на даче ходить на речку без сопровождения взрослых Ложиться поздно спать в дни школьных каникул, в Новый год |
Одному переходить дорогу Больше 1 часа в день играть в компьютер Принимать приглашение незнакомых людей |
Больше 1 часа в день играть в компьютер Принимать приглашение незнакомых людей |
Итак, четкость в отношениях между родителями и ребенком, возможность совершать ошибки и исправлять их (касается всех участников процесса, называемого жизнь) позволит вырастить ребенка ответственным и самостоятельным.
Желаю Вам успеха!
Добавить комментарий