Растим самостоятельность

Современных родителей волнует вопрос: «Куда подевалась самостоятельность детей?».

«Я в твои 18 лет была уже самостоятельным человеком, хорошо готовила, за своими вещами следила сама …», – говорит мама девушки, в обязанности которой до 17 лет входила хорошая учеба, занятия бальными танцами и занятия у репетиторов.

«Почему мой ребенок не обращает внимание на машины в городе?», – спрашивает мама мальчика, которого отвозят на автомобиле в школу и секции.

Наши дети живут в автомобилях, учатся в школе и занимаются в большом количестве секций – они вынуждены соответствовать высоким требованиям общества, а на бытовые премудрости у них уже не остается ни сил, ни времени, ни желания.

Что же делать?

Обратимся за помощью к таблице, разработанной Ю. Б. Гиппенрейтер, которая предлагает постепенно увеличивать зону самостоятельных дел ребенка.

Ребенку разрешается делать все по его усмотрению или желанию.

Ребенку разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ.

В этом диапазоне находятся действия, которые взрослыми не приветствуются, НО ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются.

Действия ребенка, которые категорически запрещены.

 

Итак, Вы расписываете действия ребенка по четырем зонам и обсуждаете (договариваетесь) с ним, объясняя свои ограничения. Возможно, что после обсуждения Ваш план претерпит изменения. Через год вернитесь к старому договору и пересмотрите его, увеличивая зеленую зону. Естественно, что какие-то действия ребенка перейдут из одной зоны в другую, например:

2 класс Нельзя делать домашние задания без черновика. 3 класс Можно не использовать черновик, если уверен.

 

Какие дела – действия могут обсуждаться:

  •                   Распорядок дня
  •                   Подготовка домашнего задания
  •                   Обязанности по дому
  •                   Правила поведения в школе, на улице, дома, с сестрами и братьями
  •                   Уход за домашними питомцами
  •                   Содержание в порядке своей одежды
  •                   Выбор секций по интересам ребенка

И так  далее

3 класс 4 класс
 

 

Ухаживать за животным

Выбирать секции по своему желанию

Делать уроки в последовательности, которую определяет сам

Мыть за собой посуду после обеда до прихода родителей

Ухаживать за животным

Выбирать секции по своему желанию

Делать уроки в последовательности, которую определяет сам

 

 

 

 

 

 

Выбирать себе одежду, технические средства

Ходить в ближайший магазин за молоком, хлебом, мороженым

Гулять в любом месте парка с контрольными местами встреч

Самостоятельно добираться до школы и обратно домой общественным транспортом

Поддерживать относительный порядок в своей комнате в течение недели

Выбирать себе одежду, технические средства

Ходить в ближайший магазин за молоком, хлебом, мороженым

Гулять в любом месте парка с контрольными местами встреч

 

 

Ложиться поздно спать в дни школьных каникул, в Новый год

Летом на даче ходить на речку без сопровождения взрослых

Ложиться поздно спать в дни школьных каникул, в Новый год

Одному переходить дорогу

Больше 1 часа в день играть в компьютер

Принимать приглашение незнакомых людей

 

Больше 1 часа в день играть в компьютер

Принимать приглашение незнакомых людей

 

Итак, четкость в отношениях между родителями и ребенком, возможность совершать ошибки и исправлять их (касается всех участников процесса, называемого жизнь) позволит вырастить ребенка ответственным и самостоятельным.

Желаю Вам успеха!

Кныш.Е.А., психолог

Добавить комментарий