Парадокс о дисциплине

Вопрос о дисциплине вызывает много жарких споров. Любая общественная организация требует соблюдения определенных правил поведения: соблюдение рабочего графика, оформление документов по определенным стандартам и многое другое, – и мы это терпим.  Однако, своих детей мы растим «свободными» от каких бы то ни было ограничений, искренне считая дисциплину пережитком тоталитарного общества. Лишь сталкиваясь с ситуациями, когда подросшие дети любую обязанность воспринимают как ограничение их свободы, мы пониманием, что где-то допустили ошибку. Давайте, разбираться.

Толковый словарь предлагает нам определение дисциплины, как обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку. Само по себе определение понятно и разумно, т.к. всем нам очевидно, что в местах, где собирается больше одного человека лучше договариваться о правилах взаимодействия. Так что же на самом  деле  не принимается в дисциплине?

Возможно то, КАК мы это делаем.

С первых шагов ребенка мы внушаем самую благую установку: старших нужно уважать, их нельзя перебивать, а также нельзя спорить; и главное: старший — всегда прав!  . Следовательно, нужно выполнять то, что тебе говорят. «Мы же опытнее, лучше знаем», «Свои мысли можешь оставить при себе», «Ишь, спорщица какая!», «Направление твоего движения мы уже наметили» и т.д.  В результате, дети научаются не верить себе, ждать подсказки, научаются не проявлять инициативу –  в душе поселяется страх, который подавляет личность, становится второй натурой. Но это не дисциплина, это всего лишь ПОДЧИНЕНИЕ, бездумное и бессмысленное для самого послушника.

Всем известна притча о Дедале и Икаре. Дедал – великий мастер Греции – изготовил крылья. Его маленький сын наблюдал за работой отца и, когда Дедал закончил свою работу, Икар просто воспользовался (как и многие дети) плодами труда своего отца. Заботливый отец предупредил мальчика о правилах полета: «Не спускайся слишком низко к морю, чтобы соленые брызги не смочили твоих крыльев. Не поднимайся и близко к солнцу: жара может растопить воск, и разлетятся перья. За мной лети».  Быстрый полет увлек Икра, он забыл наставления отца (о как прекрасен запретный плод!) и взлетел к самому солнцу…

Ошибка Дедала состояла в том, что он просил дисциплины-ПОДЧИНЕНИЯ, просил пройти сына СВОЕЙ ТРОПОЙ (тропой Дедала). Чужая тропа никогда не станет твоей, чужие крылья никогда не станут своими.   Только свое умение или опыт не подведут, так как они соответствуют своим возможностям и силам на данный момент. Поэтому они дисциплинируют и являются стимулом для внутреннего роста. Значит, дисциплина не ограничивает свободу.

 

Дисциплина – это свобода, устремленная к цели. Такой дисциплине нужно учить постепенно: так, как учим пользоваться ножом, как учим детей ходить, читать и писать. Такая дисциплина предлагает решение посильных задач, что приводит к внутреннему росту. Следующие задачи будут более сложными, следовательно, потребуется более квалифицированное умение, больше сил и четче цель – все это объединяется дисциплиной. Достигая новую цель, человек  увеличивает степень своей свободы!

Дедал допустил ошибку в воспитании сына. Он воспитывал его по принципу «Делай как я».  Истинному родителю не нужно указывать дорогу, а нужно помочь ребенку понять себя, чтобы стать собой и изобрести «свои крылья».

Кныш.Е.А., психолог

Добавить комментарий

Заказать звонок
+
Жду звонка!