ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ – НЕИЗБЕЖНОСТЬ, ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, СЛЕДСТВИЕ?

1Наши дорогие, любимые, долгожданные малыши! Мы сделали все, чтобы вы пришли в этот мир здоровыми и стали счастливыми, мы запланировали беременность, мы выбрали врача-акушера для ведения родов, прошли курсы подготовки к ним, купили лучшие коляску-кроватку-одежду-бутылочки-соски-памперсы, придумали самое замечательное имя и даже помечтали, на кого вы будете похожи, и спланировали (возможно) то, как будем вас воспитывать и чему учить. Мы подготовились ко всему, кроме одного… того, что вы будете болеть. Этого мы точно не планировали, даже думать об этом нам неприятно и страшно (а особенно папам, прячущим под маской мужественности нежное и заботливое сердце). Да и почему БОЛЕТЬ? В конце концов, на дворе 21-й век, медицина ушла далеко вперед, ученые придумали столько всего полезного, вплоть до искусственных суставов и нанотехнологий, не говоря уже о прививках от всего и вся. НО: ребенок появляется на свет и начинает болеть. Болит животик, появляется сыпь на коже, гноятся глазки, болезненно режутся зубки, а потом начинаются эти противные ОРЗ, бронхиты и так далее. ПОЧЕМУ? Как к этому относиться? Что с этим делать? Именно этому посвящена эта статья, это попытка разобраться в том, почему так часто болеют наши дети и как нам, взрослым, им помочь (да и самим себе тоже).

Девять месяцев малыш проходит развитие от оплодотворенной клетки (зиготы) до маленького человечка весом около 3-х кг с ручками, ножками, глазками, ушками, всеми сложно функционирующими системами, обеспечивающими его существование, рост и развитие, способного сосать и переваривать грудное молоко, громко кричать, расти, набирать вес, смотреть и видеть свет, а вскоре узнавать наш голос, улыбку, прикосновения. Но как же сильно отличается его внутриутробная жизнь в теплом океане амниотической жидкости в матке, в стерильной среде при температуре около 37о С, на полном обеспечении кислородом и уже готовыми продуктами питания, получаемыми из материнской крови через пуповину, в блаженном состоянии невесомости и полной защищенности от того, с чем он столкнется после рождения и к чему он вынужден будет приспособиться, чтобы жить в мире, где еду надо добывать (усиленно сосать или пережевывать), а потом еще переваривать и всасывать; дышать, чтобы получать кислород; научиться двигаться, видеть, говорить, сидеть, стоять и еще бесконечному перечню разных функций, столь необходимых для многофункциональной жизни человека на Земле.2Человеческий детеныш, в отличие от детенышей большинства представителей земной фауны, приходит в этот мир в состоянии полной беспомощности перед ним. Даже крохотный детеныш кенгуру, который рождается практически 1-2-х-сантиметровым зародышем, оказывается способным доползти до соска в материнском кармане и начать питаться, повиснув на нем. Человек появляется на свет со всеми системами взрослого организма, но они должны пройти доформирование, «обучение», включить и развить все нужные функции. Новорожденный ребенок попадает в достаточно агрессивную окружающую среду, к которой он должен адаптироваться и научиться контактировать и жить в ней, сохраняя свою уникальную индивидуальность. Именно этим занимается система организма, называемая иммунной. Эта система обеспечивает генетическую целостность организма в течение всей жизни индивида, сохраняя постоянство внутренней среды на всех уровнях организации. Именно возникновение и развитие иммунной системы обеспечило возможность выживания сложно организованных многоклеточных организмов.

Иммунитет – это способность организма освобождаться или избавляться от различных болезнетворных микроорганизмов, выделяемых ими продуктов, токсинов, ядов и чужеродных для организма веществ. Он защищает организм от воздействия любого инородного вещества, являющегося антигеном (то есть информационно чужим). Иммунные реакции возникают и на собственные клетки организма, измененные в антигенном отношении. Именно состояние иммунной системы новорожденного ребенка и ее дальнейшее формирование в постнатальный период определяют то, как часто и тяжело будет болеть наш ребенок. От чего же зависит это «состояние иммунной системы», чем оно определяется и как можно на него повлиять? В реестре лекарственных средств вы найдете множество препаратов, именуемых иммуномодуляторами, которые с легкостью предписывают беременным женщинам и заболевшим детям. НО: иммунная система является одной из наиболее сложно организованных и тонко настраиваемых и управляемых систем организма. Грубое воздействие на ее работу плохо отдозированных иммуностимуляторов, без учета ее состояния, которое очень сложно оценить по имеющимся на вооружении иммунологов тестам, вызывает тяжелые дисфункции в дальнейшем!

Важнейшее физиологическое значение иммунной системы состоит в обеспечении иммунологической индивидуальности организма в течение его жизни за счет иммунного распознавания с участием компонентов врожденного и приобретенного иммунитета. Иммунная система тесно взаимодействует с другими системами организма, в первую очередь нервной и эндокринной, оказывая регуляторное влияние на многие жизненно важные функции организма.

3Иммунитет подразделяют на врожденный (видовой, наследственный) и приобретенный, который формируется в течение жизни организма. Врожденный иммунитет определяет видовую устойчивость к различным возбудителям и наследуется как видовой признак. Приобретенный иммунитет имеет определенные фазы и периоды развития и подразделяется на активно приобретенный (как следствие перенесенного заболевания или вакцинации) и пассивный, который играет огромную роль в период новорожденности, так как обеспечивается трансплацентарной передачей антител от матери плоду. Именно поэтому такое большое значение имеет состояние приобретенного иммунитета матери, а именно то, какие инфекции она перенесла и какой иммунный ответ сформировала.

Чтобы разобраться в том, как влияют течение беременности и последующие особенности роста и развития ребенка на его способность сопротивляться инфекциям, следует коротко остановиться на процессе формирования иммунной системы ребенка.

Эта система начинает формироваться в 7-8 недель развития зародыша и продолжается до возраста 16-17 лет, проходя сложный процесс становления, обучения, тренировки. И только в этом возрасте все ее показатели приближаются к значениям взрослого человека. До 3-х месяцев внутриутробного развития образуются основные органы и клетки иммунной системы. С 14-й недели лимфоциты способны распознавать чужеродные белки-антигены, а плод становится «иммунологической личностью» с определенной силой иммунного ответа. В этот же период происходит последовательное включение гуморального иммунитета и биосинтез основных классов иммуноглобулинов, но синтез иммуноглобулинов в период внутриутробного развития идет очень слабо и усиливается только при антигенной стимуляции (например, внутриутробном инфицировании). Защиту новорожденного осуществляют в основном материнские IgG, проходящие через плаценту. Другие классы иммуноглобулинов матери через плаценту не переходят. Переход материнских IgG через плаценту начинается с 6-й недели беременности, но до 32-й недели происходит пассивно, а уровень IgG существенно нарастает только после 32-й недели беременности. Поэтому недоношенные дети, родившиеся до 32-й недели беременности, имеют более низкий уровень защиты материнскими антителами и более подвержены различным заболеваниям в дальнейшем. Этот механизм позволяет ребенку получить от матери широкий спектр специфических антител как антибактериальных, так и противовирусных. Эти антитела защищают плод и ребенка первых месяцев жизни от тех возбудителей, с которыми сталкивалась мать, и которые имеют значение в данном регионе проживания. Ребенок использует опыт, накопленный матерью в течение жизни, поэтому так важно то, чем и как болела женщина до беременности, с какими инфекциями сталкивалась и какой уровень иммунной защиты сформировала. Антитела к разным инфекциям имеют различную проходимость через плаценту. Так, хорошо передаются антитела к возбудителям кори, краснухи, полиомиелита, дифтерийному и столбнячному токсинам, плохо – противококлюшные антитела, антитела к антигенам стафилококка, стрептококка, кишечной палочки, грамм-отрицательных бактерий. Антитела, плохо передающиеся через плаценту, не могут обеспечить полноценную защиту плода и новорожденного. Кроме того, беременность – это особое состояние женского организма, при котором вырабатывается ряд факторов, подавляющих функцию гуморального звена иммунитета, так как плод является для материнского организма частично чужеродным, но не должен быть ею отторгнут. Защитные иммуноглобулины матери сохраняются в крови ребенка в течение 3-6 месяцев после рождения, а с 6-месяцев у ребенка нарастает синтез собственных иммуноглобулинов класса IgG. Это означает, что собственный полноценный иммунный ответ ребенок способен развить только после 6-ти месячного возраста!

4Огромную роль в адаптации новорожденного ребенка играет материнское молозиво и молоко, являющееся не только лучшим и естественно адаптированным для малыша источником питательных веществ, но и компенсирующее незрелость его иммунной системы Замечено, что дети, находящиеся на грудном вскармливании, в 3 раза реже болеют кишечными инфекциями, в 1,5 раза – респираторными и 2,5 раза – инфекционными заболеваниями. Защитные свойства молока и молозива обусловлены комплексом иммунологических и неиммунологических факторов. Человеческое молозиво и молоко содержит все классы иммуноглобулинов, но 90% приходится на долю секреторного иммуноглобулина А. Материнское молоко является основным источником этого иммуноглобулина, поскольку свой IgA появляется только после 3-х месяцев жизни, а его синтез нарастает очень медленно. Роль секреторного иммуноглобулина А, являющегося важнейшим фактором местного иммунитета, состоит в защите слизистых оболочек от бактерий и вирусов, нейтрализации бактериальных токсинов, связывании пищевых аллергенов. Молоко и молозиво содержат небольшие количества иммуноглобулинов G и M. При высоком содержании IgE в сыворотке матери, он может поступать в грудное молоко и провоцировать аллергические реакции у ребенка. Иммуноглобулины молока и молозива синтезируются преимущественно местно В-лимфоцитами молочной железы. Они защищают малыша от различных микроорганизмов, таких как возбудители кишечных инфекций (сальмонеллы, эшерихии, шигеллы, токсин клостридий, холерный вибрион, ротавирусы, энтеровирусы), возбудители респираторных инфекций (вирусы гриппа, реовирусы, кишечная палочка, хламидии, пневмококки), а также от вирусов полиомиелита, краснухи, герпеса, ЦМВ. Присутствуют антитела и к возбудителям бактериальных инфекций (стафилококкам, стрептококкам, пневмококкам, столбнячному токсину). Кроме материнских антител, грудное молоко содержит ряд других защитных факторов, таких как лизоцим, лактоферрин и нейраминдаза, которые обладают способностью прямо или косвенно воздействовать на многие бактерии и вирусы, а также «бифидус фактор». Это вещество не обладает прямой антибактериальной активностью, но способствует формированию нормальной микрофлоры кишечника. Коровье молоко не содержит лизоцим, содержание лактоферрина в нем в 10-15 раз ниже, чем в грудном. Концентрация нейраминовой кислоты в грудном молоке в 40 раз выще, чем в коровьем. Материнское молоко содержит большое количество иммунных клеток, которые, попадая в ЖКТ ребенка, синтезируют интерферон, лизоцим, лактоферрин, компоненты комплемента. Они стимулируют рост эпителия кишечника, выполняют защитные функции (фагоцитоз) при кишечных инфекциях, некротическом энтероколите у недоношенных.

5Молозиво и зрелое женское молоко обладают защитными свойствами, во много раз превышающие аналогичные свойства коровьего молока, что объясняет более редкую заболеваемость детей, находящихся на грудном вскармливании. Грудное вскармливание самым оптимальным образом компенсирует незрелость иммунной системы ребенка, обеспечивая его здоровье и устойчивость к инфекциям в 1-й год жизни. При нагревании молока активность защитных факторов снижается вплоть до полного исчезновения. Дорогие мамы, считающие возможной замену себя на бутылочку с молочной смесью в руках няни или бабушки, помните, что замена материнского молока любым другим или некой «адаптированной молочной смесью» никогда не будет являться равнозначной.

Кроме того, момент кормления ребенка грудью является крайне важным в установлении правильных взаимоотношений матери и ребенка, основой которых должны стать безусловная любовь и принятие маленького человека. Никогда и нигде в процессе жизни на планете Земля малыш не будет чувствовать себя столь любимым и защищенным, как на материнских руках в момент кормления грудью, и это очень важный опыт в становлении его психики.

Ребенок появляется на свет вполне сформированным человечком, имеющим органы и системы взрослого человека, но практически все они проходят стадии адаптации и развития в процессе роста ребенка, их функциональные и структурные особенности тоже меняются в определенные периоды жизни. Важнейшей системой взаимодействия ребенка и окружающего мира является дыхательная система, имеющая определенные анатомо-физиологические особенности у детей раннего возраста. Нос называют «сторожевой собакой» для легких, он способен очищать поступающий воздух, увлажнять его и согревать, а особенности его конфигурации создают турбулентный характер движения воздуха и условия для осаждения вдыхаемых частиц на слизистой. Полость носа новорожденного ребенка имеет относительно малый размер, носовые ходы более узкие и короткие, раковины утолщены, а слизистая оболочка очень рыхлая. Воспалительный процесс сопровождается развитием отека и сокращением просвета носовых ходов. Застой и подсыхание слизи приводит к образованию корочек, которые блокируют работу мерцательного эпителия (реснитчатые клетки, выстилающие слизистую оболочку полости носа, и обеспечивающие движение слизистого секрета). Секрет полости носа содержит бактерицидные вещества (лизоцим, комплемент и др.) и секреторный IgA. Придаточные пазухи носа недоразвиты, лобная пазуха появляется только к 2-м годам, а ее формирование заканчивается в 19 лет, гайморовы пазухи заканчивают формироваться в возрасте 7 лет. Незрелость и несформированность верхних отделов дыхательного тракта ребенка, сухость воздуха в помещении, где он находится, применение различных сосудосуживающих средств, приводящее к нарушению работы реснитчатого эпителия, составляют основу для нарушения процесса дыхания и развития ОРЗ. Вдыхаемый воздух после очищения в полости носа проходит через глотку, гортань, поступает в трахею, бронхи и легкие. Глотка ребенка относительно узкая, а лимфоглоточное кольцо развтито слабо. Глоточные миндалины становятся видимыми только к концу 1-го года жизни, а полностью миндалины развиваются к 4-5 годам. Гортань у детей имеет иную форму, чем у взрослых, она относительно длиннее и уже, а хрящи ее мягкие и податливые. Голосовая щель тоже узкая, а голосовые связки короткие. Эти особенности объясняют легкое и быстрое развитие стеноза гортани при наличии воспаления. Трахея является продолжением гортани, ее слизистая оболочка богата железистыми клетками, выделяющими секрет, а реснитчатый эпителий обеспечивает перемещение слизи изнутри наружу. Этот механизм носит название мукоцилиарного клиренса, он обеспечивает выведение трахеобронхиального секрета наружу и санацию дыхательных путей. Он осуществляется с помощью цилиарных клеток, каждая из которых содержит около 200 ресничек, совершающих 230-260 колебаний в минуту. Эвакуация слизи происходит по спирали и в норме не раздражает кашлевые рецепторы, слизь подсознательно заглатывается. Продуктивный кашель свидетельствует о несостоятельности мукоцилиарного транспорта и необходимости подключения дополнительного механизма вывода слизи за счет высокой скорости выдоха при кашле. Анатомические особенности строения трахеи у детей способствуют развитию воспалительного процесса в ней – трахеита, сопровождающегося грубым, низким по тембру, «гулким» кашлем. Особенностью бронхиального аппарата у детей раннего возраста является недостаточное развитие эластичных и мышечных волокон, что приводит к слабому кашлевому толчку и, как следствие этого, закупорке слизью мелких бронхов. С возрастом по мере роста бронхов их просвет становится более широким, при этом консистенция бронхиального секрета меняется на менее вязкую, и острые бронхо-легочные заболевания встречаются значительно реже.

6Легкие у детей, как и у взрослых, имеют дольчатое строение, правое легкое состоит из 3 долей, левое – из 2. Основной структурной и функциональной единицей являются альвеолы, в которых происходит газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью. Их количество у новорожденного в 3 раза меньше, чем у взрослого человека, их интенсивный рост идет до 2 лет, а формирование продолжается до возраста 8 лет. С 2 до 5 лет происходит развитие эластичной ткани легкого, с 5 до 7 – окончательно формируется ее функциональная способность, а до 12 лет продолжается созревание легочной ткани и увеличение массы легких. Незрелость альвеол у новорожденного ребенка, их небольшой объем компенсируется более частым, но более поверхностным дыханием. Частота дыхания у новорожденного равна 60, у подростков – 16-18 дыхательных движений в минуту. Полностью развитие легких завершается к 20 годам. В перинатальном периоде очень важным фактором является зрелость биологически активного вещества сурфактанта, который препятствует спадению альвеол на выдохе. Поверхность альвеол покрыта тонким слоем воды, имеющим большую силу поверхностного натяжения, направленную на сжатие и спадение альвеол. Эта сила настолько велика, что может вызвать полное спадение альвеол и прекращение вентиляции легких, чему препятствует антиателектический фактор сурфактант. Его вырабатывают альвеолярные секреторные клетки. Недостаточная функция сурфактанта приводит к расстройствам дыхания, нередко вызывающим смерть, а у новорожденных вызывает развитие тяжелого состояния – синдрома дыхательных растройств. Этому также способствует длительный безводный период в родах, тяжелые и длительные роды, роды путем планового Кесарева сечения. В легких сурфактант выполняет следующие функции: снижает поверхностное натяжение альвеол, увеличивает растяжимость легких, обеспечивает стабильность легочных альвеол, препятствуя их спадению и появлению ателектаза, препятствует транссудации (выходу) жидкости на поверхность альвеол из плазмы капилляров легкого. Кроме того, сурфактант обладает бактерицидной активностью в отношении грамположительных бактерий и стимулирует макрофагальную реакцию в лёгких. У детей показатель растяжимости легких значительно ниже, чем у взрослого человека.

В первой части статьи мы остановились на основных особенностях формирования иммунной и дыхательной системы, так как именно эти 2 системы обеспечивают защиту ребенка от развития заболеваний.

7Какие же факторы являются критерием того, что ребенка можно отнести в группу «часто болеющих детей»? И вообще, должен ли болеть ребенок? И если должен, то как часто? Вряд ли найдется врач, который скажет, что «здоровый ребенок не должен болеть». Должен, так как процесс болезни связан с процессом обучения его иммунной системы, с формированием пулов иммунокомпетентных клеток, которые в случае попадания инфекционных агентов быстро включаются в работу и обеспечивают гуморальную и клеточную защиту организма. Хорошо известно, что дети, переболевшие детскими инфекциями, имеют стойкий пожизненный иммунитет к этим инфекциям. Вопрос о «надежности» вакцинации до сих пор остается открытым. Известно, что часть привитых детей переболевает коклюшем, иногда в тяжелой форме, а прививка аттенуированным (ослабленным) штамом полиомиелита может вызвать признаки проявления этой инфекции. В настоящее время принят следующий критерий, позволяющий отнести детей в группу часто болеющих: это 4 и более случаев заболевания на 1-м году жизни, на 2-3 – 6 и более раз, в 4-5 лет – 5 и более раз, старше 5 лет- 4 и более раза. «Часто болеющий ребенок» – это не диагноз, а состояние нарушенной адаптации, при котором имеется дефицит систем защиты и истощение компенсаторных механизмов. Инфекционный индекс, равный количеству ОРВИ за год, поделенному на возраст ребенка, в группе ЧБД больше 1, а у здоровых детей не превышает 0,2-0,3. Это условная величина, выведенная эмпирически и отражающая этапы роста и развития ребенка, формирования его систем и становление его в социуме (большинство родителей на первом приеме говорят, что до момента помещения в детское учреждение их ребенок болел редко). Частота заболевания у детей также связана с так называемыми «критическими периодами» формировании иммунной системы человека, когда ребенок наименее защищен от инфекций и наиболее уязвим. 1 период – это период внутриутробного развития, в течение которого происходит формирование и дифференцировка органов и клеток иммунной системы. 2 критический период – период новорожденности, когда защиту новорожденного обеспечивают в основном материнские трансплацентарные IgG и секреторные IgA молозива и грудного молока, а иммунная система ребенка еще функционально незрелая, «не обученная». 3 период – 3-6 месяцев жизни ребенка, в это время происходит снижение пассивного материнского иммунитета, а синтез собственных иммуноглобулинов класса G еще недостаточен и не происходит формирование полноценного иммунного ответа. В этот период иммунная система ребенка отвечает преимущественно синтезом IgM. 4-й критический период – второй год жизни ребенка, когда ребенок активно контактирует и познает окружающий его мир, а синтез иммуноглобулинов переключается на иммуноглобулины класса G. Супрессорная активность Т-клеточного звена иммунитета постепенно сменяется хелперной. Система местного иммунитета еще недостаточно сформирована. Дети склонны к повторным вирусным и бактериальным инфекциям ЛОР-органов, органов дыхания. 5-й критический период – 5-7 год жизни, когда происходит второй перекрест в содержании форменных элементов белой крови, снижается относительное и абсолютное содержание лимфоцитов. Концентрации IgM и IgG соответствуют уровню взрослых. Уровень IgA продолжает нарастать, достигая взрослых значений к 6-8 годам. Способность к синтезу IgE достигает максимальных величин. В этом возрасте часто проявляются атопические заболевания. 6-й критический период – подростковый, у девочек он наступает в 12-13 лет, у мальчиков в 14-15. Пубертатный скачок массы и длины тела сопровождается относительным снижение размеров органов лимфоидной системы. Гормональная перестройка, особенно увеличение уровня андрогенов, вызывает подавление Т-клеточного звена иммунитета. К этому периоду окончательно определяется генетически детерминированная сила иммунного ответа на те или иные антигены: сильный, средний, слабый. У ряда детей в этот период снижается частота и тяжесть обострений атопических заболеваний: уменьшаются проявления пищевой аллергии, нейродермита, бронхиальной астмы. С другой стороны расширяется спектр значимых аллергенов, развивается поливалентная сенсибилизация. В связи с уменьшением активности Т-клеточного звена иммунитета, особенно у мальчиков, может повышаться частота вирусных и грибковых инфекций, отмечается рост туберкулеза. В этот период могут проявиться аутоиммунные и лимфопролиферативные заболевания.

Какие же факторы внешней среды оказывают наиболее существеное влияние на подверженность различным инфекционным заболеваниям в детском возрасте? Конечно, это во многом условия жизни ребенка и психологический климат в семье, это стресс, который испытывает ребенок при помещении в детское учреждение (его глубина зависит от особенностей личности ребенка и обстановки в детском садике, степени подготовленности и компетентности его сотрудников), это высокая вирусная нагрузка, связанная с хронической персистенцией вирусов в детских коллективах, это качество пищи, которую получает ребенок, и многое другое. Но одним из самых важных факторов, влияние которого не может не видеть каждый думающий педиатр, это установленный десятилетия назад график иммунизации детей от якобы крайне опасных детских инфекций. Попробуем проанализировать вероятность заболеть детской инфекцией, тяжести ее течения, возникновения осложнений и степень защищенности прививками и возможные осложнения на них.

8ПОЛИОМИЕЛИТ. Наверное, самой пугающей детской инфекцией является полиомиелит, поскольку приводит к поражению нервной системы с развитием периферических параличей. Вызывается РНК-содержащими вирусами трех серотипов, относящимися к энтеровирусам. Инфекция распространяется фекально-оральным и воздушно-капельным способами и поражает преимущественно детей в возрасте до 7 лет. Грудные дети имеют трансплацентарную защиту до 6 месяцев. Вирус размножается в кишечнике и лимфоузлах, затем попадает в кровь и в 1% случаев проходит барьер между кровеносной и нервной системой и вызывает поражение мозга. В других случаях развиваются непаралитические формы болезни или формируется вирусоносительство. Исход встречи полиовируса с организмом определяется состоянием гуморального и клеточного иммунитета (Н.И.Нисевич, В.Ф.Учайкин «Инфекционные болезни у детей», 1985г., стр.47). Привитые дети переносят полиомиелит легко без последующей инвалидизации. Вакцинацию проводят перорально живой вакциной типов 1,2 и 3, что приводит к стойкому развитию иммунитета у 90-95% привитых. К осложнениям относится аллергическая реакция в виде крапивницы или отека Квинке, крайне редко развивается вакциноассоциированное заболевание (1 сл. на 2 млн. привитых). Есть инактивированная вакцина, ИММОВАКС Полио, которая вводится подкожно или внутримышечно и имеет в составе формальдегид, ТВИН-80, альбумин, бычью сыворотку, следы антибиотиков. По данным центра иммунопрофилактики НИИ педиатрии РАМН, аллергические реакции отмечены в 0,95% случаев. У 3,4% развились заболевания, вызвавшие необходимость госпитализации, из них 40% составили ОРЗ, 31% — нейроинфекции, острые кишечные инфекции – у 15 %, и др.инфекции – у 1%.

9КОРЬ. Другой тяжелой инфекционной вирусной болезнью детей является корь, индекс контагиозности которой составляет 95%. Чаще болеют дети в возрасте от 1 года до 5 лет. Распространяется воздушно-капельным путем, ребенок заразен в течение катарального периода и до 4 дня развития сыпи. До 3 месяцев работает материнский иммунитет, а переболевшие приобретают пожизненный стойкий иммунитет. Если мать не переболела корью, а только вакцинирована, то врожденный иммунитет ненадежен! Вирус кори тропен к слизистой ЖКТ и ЦНС. Заболевание имеет инфекционно-аллергический характер, сопровождается лейкопенией и анергией, снижает реактивность организма. Это приводит к развитию осложнений вследствие активизации вторичной инфекции, развиваются ларинготрахеиты, отиты, бронхиты и пневмония, серозный менингит, различные формы стоматита. Коревой энцефалит встречается в 1 сл. на 10 000 заболевших. Вполне вероятно, что возникновение тяжелых осложнений при кори связано с применением жаропонижающих средств, которые «отключают» температурную реакцию, являющуюся естественным фактором неспецифической защиты организма. При кори происходит резкое снижение содержания витаминов С и А. Лечат корь дома кроме тяжелых случаев, очень важен хороший уход и хорошие санитарно-гигиенические условия, диетическое питание и введение витаминов С и А. Против кори проводится активная однократная подкожная иммунизация живой коревой вакциной, имеющей эффективность 95%. Длительность поствакцинального иммунитета составляет не менее 5 лет. Вакцина содержит антибиотик гентамицин и белок перепелиных яиц. Есть еще вариант вакцины – гиператтенуированная живая вакцина, приготовленная на первичной культуре клеток куриных эмбрионов. В 5-15%(!) случаев развивается реакция в виде гипертермии до 39 гр.С, катаральных явлений и кореподобной сыпи. У 1% детей выявляются осложнения в виде коллаптоидных реакций, отека Квинке и сывороточной болезни. По данным НИИДИ (Санкт-Петербург) в структуре поствакцинальных осложнений при коревой прививке 42% составили ОРЗ, острые кишечные инфекции – 10%, нейроинфекции – 14% случаев. Эти вакцины противопоказаны детям, имеющим аллергию на белок куриных и перепелиных яиц. Кроме того, имеется импортная живая противокоревая вакцина в сочетании с вакциной против свинки и краснухи MMR 2 (США) и Приорикс (ГласкоСмитКляйн Байолоджикалз с.а., Бельгия). Известно, что исходный вариант прививки MMR достоверно вызывал осложнения в виде менингита, поэтому использующийся в ней штамм вируса был заменен на другой. До сих пор идут споры о возможности одновременного прививания трех разных инфекций, так как в ходе ранних клинических испытаний MMR были получены ясные свидетельства «помех» во взаимодействии между вирусами в составе комбинированной вакцины, что, несомненно, влияет на изменение иммунного ответа на антигены, которые вводятся вместе. 10Безопасность последствий подобных «помех» практически неизвестна, так как данную проблему должным образом не исследовали. Кроме того, коревые вакцины, как и сам вирус кори, могут подавлять иммунную систему в течение продолжительного времени после попадания в организм. В научной литературе имеются многочисленные работы, посвященные тому, что вакцинация, в особенности живыми и поливакцинами, приводит к достоверному росту аутизма у детей. В последнее время ученые активно занимаются исследованием взаимодействия трех регуляторных систем организма – нервной, эндокринной и иммунной, и если тесная функциональная связь нервной и эндокринной систем представляется в значительной степени изученной, то концепция нейро-иммунных механизмов находится пока на начальном этапе развития. Еще Н.П.Бехтерева (директор Института мозга человека РАН в Санкт-Петербурге) указывала, что в развитии многих хронических болезней нервной системы гораздо большее значение, чем ранее предполагалось, имеют иммунопатологические механизмы (Бехтерева Н.П., 1990). В ряде работ на животных показано, что как введение антигенов вызывает изменение активности ряда подкорковых структур, так и стимуляция структур гипоталямуса приводит к развитию активности, характерной для первичного иммунного ответа. В докторской диссертации Столярова И.Д. «Взаимодействие нервной и иммунной систем при органических поражениях структур головного мозга» (С.-Петербург, 1996г.) исследовали динамику иммуного ответа на введение чужеродного антигена – живой коревой и АДС-М вакцины у пациентов с поражением корково-подкорковых структур ЦНС. Оказалось, что у этих пациентов не только гипоталямус, но и кора и подкорковые структуры мозга оказывали влияние на течение иммунологических реакций, а нейроиммунное воздействие осуществлялось не только на ранних (3-и сутки), но и на поздних этапах развертываная иммунных реакций. Выявлено, что процесс иммунизации сопровождается определенными нейроиммунологическими перестройками. Установлено, что наличие поражения корковых и ряда подкорковых мозговых структур у детей сопровождаются изменениями соотношений субпопуляций лимфоцитов, а последующая вакцинация детей живой коревой и АДС-М вакциной в ряде случаев вызывает появление сенсибилизации лимфоцитов к основному белку миелина. Вакцинация этих детей АДС-М анатоксином приводила на 21-е сутки к гиперчувствительности лимфоцитов по отношению к Б-100 белку и антигену нейрональных мембран головного мозга. Обе живые вакцины вызывали сенсибилизацию лимфоцитов крови к органоспецифическим антигенам головного мозга. Стоит ли удивляться тому, что в инструкции практически к каждой вакцине среди побочных реакций указаны как неврологические, так и аутоиммунные осложнения? Причем многие из этих последствий развиваются отнюдь не сразу, а через некоторый промежуток времени, что позволяет вакцинаторам не связывать их с непосредственным воздействием вакцины.

11В аннотации к прививке ПРИОРИКС имеется следующий перечень возможных осложнений:

Определение частоты побочных реакций: очень часто (≥10%), часто (≥1%, <10%), иногда (≥0.1%, <1%), редко (≥0.01%, <0.1%), очень редко (<0.01%).

Профиль безопасности вакцины основан на данных, полученных для 12 000 человек, получавших вакцину в рамках клинических исследований. События активно регистрировались в течение 42 дней после вакцинации.

Инфекции: часто — инфекций верхних дыхательных путей; иногда — средний отит.

Со стороны системы кроветворения: иногда — лимфаденопатия.

Со стороны пищеварительной системы: иногда — увеличение околоушных желез, диарея, рвота, анорексия.

Со стороны ЦНС: иногда — необычный плач, нервозность, бессонница; редко — фебрильные судороги.

Со стороны дыхательной системы: иногда — кашель, бронхит.

Дерматологические реакции: часто — сыпь.

Со стороны иммунной системы: редко — аллергические реакции.

Со стороны органа зрения: иногда — конъюнктивит.

Местные реакции: очень часто — покраснение в месте инъекции; часто — болезненность и отек в месте инъекции.

Общие реакции: очень часто — повышение температуры (ректальная ≥38°С; подмышечная впадина/ротовая полость: ≥37.5°С); часто — повышение температуры повышение температуры (ректальная ≥39.5°С; подмышечная впадина/ротовая полость >39°С).

В целом, профиль нежелательных реакций был сходным после введения первой дозы вакцины и ревакцинации. Однако болезненность в месте инъекции наблюдалась в 1-10% случаев после первой вакцинации, а после ревакцинации – более чем в 10% случаев.

В условиях массовой вакцинации были зарегистрированы следующие нежелательные реакции, находящиеся во временной связи с введением вакцины.

Инфекции: менингит.

Со стороны системы кроветворения: тромбоцитопения, тромбоцитопеническая пурпура (ссыка: состояние угнетения кроветворного ростка, возможно аутоиммунной природы)

Со стороны ЦНС: поперечный миелит, острый первичный идиопатический полиневрит (синдром Гийена-Барре) (ссылка: острое аутоиммунное демиелинизурующее заболевание), периферический неврит, энцефалит.

Дерматологические реакции: многоформная эритема (ссылка: тяжелая аллергическая реакция, связанная с гиперчувствительностью немедленно-замедленного типа к различным антигенам; в лечении применяют гормональную терапию преднизолоном; многоформная экссудативная эритема у детей раннего возраста также нередко возникает после вакцинации против коклюша, дифтерии, столбняка).

Со стороны иммунной системы: анафилактические реакции.

Со стороны костно-мышечной системы: артралгия, артрит.

Со стороны организма в целом: синдром Кавасаки (ссылка: приблизительно 1-2% детей с синдромом Кавасаки умирают, обычно от осложнений на сердце, из них больше 50% — в течение первого месяца, 75% — второго, и 95% — в течение 6 месяцев, но смерть может наступить даже 10 лет спустя, иногда внезапно и неожиданно).

Об энцефалитах сообщалось с частотой менее 1 случая на 10 млн. доз, что значительно ниже, чем при естественных заболеваниях (корь: 1/1000-1/2000; краснуха: 1/6000) (спорные данные, по мнению немецких педиатров 1:10000).

В редких случаях не исключены состояния, напоминающие паротит с укороченным инкубационным периодом. В отдельных случаях отмечался преходящий болезненный кратковременный отек яичек.

В отдельных случаях у привитых отмечалось развитие кореподобного синдрома.

Случайное в/в введение может вызвать тяжелые реакции, даже шок. В таких случаях требуется соответствующая неотложная медицинская помощь.

КРАСНУХА. Прививка от краснухи, наиболее безобидного и легко текущего в детском возрасте вирусного заболевания, вообще бессмысленна в детском возрасте, так как после перенесенной краснухи формируется пожизненный иммунитет, надежно защищающий мать и ребенка во время беременности. Беременность – это наиболее опасный момент, когда контакт с вирусом краснухи в первые 4 месяца приводит к развитию пороков у плода. НО: прививка против этой инфекции дает защиту от нее сроком на 5 лет! В результате, к моменту деторождения женщина оказывается абсолютно незащищенной! Довольно часто краснуха течет в раннем возрасте настолько легко, подьем температуры может быть незначительным и кратковременным, а сыпь уходит за несколько часов, что в медкарте ребенка нет указания на перенесение этой болезни. Правильнее было бы не вакцинировать детей от нее, а проверять наличие иммунного ответа в период планирования беременности или после 18 лет. И лишь после получения ответа ставить вопрос о необходимости вакцинации. Эта прививка дает осложнения в виде ревматических поражений суставов.

12ПАРОТИТ. Это вирусное заболевание передается воздушно-капельным путем, человек заразен в конце продромального периода и в течение 3-5 дней манифестации болезни. Индекс контагиозности не выше 50%. Чаще болеют дети дошкольного и младшего школьного возраста. После выздоровления формируется пожизненный иммунитет. Вирус имеет тропность к железистым органам и ЦНС. Болезнь чаще всего поражает слюнные железы, в процесс также вовлекается поджелудочная железа. Часто имеются признаки серозного менингита, являющегося вариантом течения болезни, и редко – паротитного менингита, что расценивается как осложнение. Как правило, в детском возрасте это осложнение проходит без последствий. У мальчиков в пубертатном возрасте может развиться орхит, одно- или двусторонний, с возможным развитием бесплодия. Крайне редко развивается оофорит и мастит у девочек, простатит у мальчиков. Лечение симптоматическое, согревающие компрессы на область пораженной железы.

Прививка. Кроме ранее указанных комплексных вакцин имеется моновакцина, содержащая аттенуированный (живой ослабленный) штамм вируса паротита. Частота осложнений составляет около 1,7%. Могут наблюдаться гипертермия, аллергические сыпи и фебрильные судороги. В 0,5% случаев развился отек Квинке, в 1% случаев – присоединялись интеркуррентные инфекции: ОРВИ – в 33% случаев, острые кишечные инфекции – в 8%, и нейроинфекции – в 34% случаев. В 9% случаев осложнений — другие патологические реакции.

13КОКЛЮШ. Вызывается палочкой Борде-Жангу, этот микроб паразитирует только в организме человека и вырабатывает термолабильный токсин, поражающий слизистую оболочку верхних дыхательных путей и вызывающий развитие спазматического кашля, и факторы гистаминсенсибилизирующий (обусловливает аллергизирующее действие микроба) и стимулирующий лимфоцитоз. Имеет длительный заразный период, до 5 недель. Передается воздушно-капельным путем и имеет индекс контагиозности 70%. Для коклюша характерно отсутствие врожденного иммунитета. В результате этого болезнь может поражать детей в возрасте нескольких месяцев. Дети до года тяжело переносят коклюш, судорожный кашель течет длительно и может вызвать апноэ — остановку дыхания. Состояние асфиксии часто сопровождается судорогами и энцефалопатией. Болезнь течет тяжело и длительно и может осложниться бронхитом и пневмонией. Чтобы избежать заражения младенца от старших детей, при подозрении, что они больны или имели контакт в детском саду, малыша надо изолировать в отдельной, хорошо проветриваемой комнате и общаться с ним в маске. У детей старше 1 года при правильном лечении осложнения крайне редки. Тяжелые формы течения наблюдаются у ослабленных детей, при выраженном рахите. В редких случаях возможно повторное заболевание коклюшем. При тяжелом течении заболевания у детей раннего возраста назначают антибиотики, в других случаях достаточно хорошего ухода, витаминотерапии, показаны отвлекающие мероприятия и свежий воздух.

ВАКЦИНА от коклюша содержит убитые инфекционные агенты, ее сочетают с прививками от дифтерии и столбняка. Эта прививка не обеспечивает достаточно высокой защиты, так как даже полностью привитые дети часто переносят коклюш в возрасте старше 5 лет, ее эффективность составляет около 70% в отношении коклюша и 95% в отношении дифтерии и столбняка. Кроме коклюшных микробов, эта вакцина содержит дифтерийный и столбнячный анатоксин, сорбент – гидроокись алюминия и мертиолят (препарат ртути) в качестве консерванта. Эта вакцина вводится ребенку 3-х кратно до года внутримышечно и быстро попадает в кровь. К побочным эффектам относится гипертермия до 38%, гиперемия и отек в месте инъекции, редко тяжелые сосудистые и неврологические нарушения и анафилактический шок. Эта вакцина содержит высокотоксичное вещество мертиолят, являющееся солью ртути, и обладающий нейротоксическим эффектом препарат аллюминия. Дифтерийный анатоксин сорбирован на гидроокиси алюминия, инактивируется формальдегидом (входит в АКДС). Водный раствор формальдегида называется формалином. Ссылка: «При длительном воздействии формалин оказывает аллергенное, мутагенное и канцерогенное воздействие, – говорит руководитель отдела экологической экспертизы EcoStandart Group Екатерина Веселова. – При постоянном воздействии высоких концентраций этого вещества могут возникнуть мутации клеток. Оно влияет на почки и печень, а также на центральную нервную систему, вызывая головные боли, усталость и депрессию. Потенциально он может вызывать астму и астматические приступы. Формальдегид накапливается в организме и трудно выводится».

СТОЛБНЯК является еще одним очень тяжелым заболеванием. Вызывается В.tetani – палочкой из рода клостридий. Этот микроб вырабатывает сильные экзотоксины, действующие на нервную систему и разрушающие эритроциты. Столбнячная палочка попадает в почву вокруг населенных пунктов с испражнениями травоядных животных. Может находиться в кишечнике здоровых людей, не вызывая у них заболевания. Естественного иммунитета против столбняка не существует. После перенесенного заболевания иммунитет непродолжителен, поэтому и АКДС не может дать стойкой защиты ребенка, в результате ребенка подвергают повторной вакцинации АДС-М (без коклюша) в 6 и 11 лет, а в 16-17 лет – адсорбированным столбнячным анатоксином. При этом в случае экстренной ситуации (травма, ожог и др.) вводят дополнительно 0,5 мл столбнячного анатоксина, а непривитых детей иммунизируют троекратно адсорбированным анатоксином столбняка и делают инъекцию специфических иммуноглобулинов. Адсорбированный анатоксин содержит все тот же мертиолят и гидроокись аллюминия.

14Существует вакцина ТЕТРАКОК (Франция, институт Пастера), содержащая кроме 2-х анатоксинов (столбнячного и дифтерийного) убитую коклюшную вакцину и инактивированные вирусы полиомиелита 3-х штаммов. Кроме уже указанных добавок, содержит следовые количества стрептомицина. К побочным явлениям относится гипертермия до 38,6 гр. (в 7 % случаев!). Есть еще вакцина от трех инфекций (дифтерия, столбняк, коклюш) ИНФАНТРИКС (Бельгия), в которой использованы только анатоксины трех микробов (т.е. нет ни живых, ни убитых микробов). Также содержит гидроокись алюминия и формальдегид. Эффективность защиты составляет 88%. Спектр осложнений похож на последствия противокоревой вакцины.

В условиях жизни в городе риск заболеть столбняком в раннем детском возрасте ничтожен, поэтому начать вакцинопрофилактику можно в возрасте года, когда ребенок сможет развить более выраженную и полную иммунную реакцию на вакцину.

15ДИФТЕРИЯ. Это острое инфекционное заболевание, вызываемое микроорганизмом из рода коринобактерий. Имеется 3 типа этого возбудителя, различающиеся по своим инвазивным свойствам. Заболевание развивается только при наличии восприимчивости, которая определяется уровнем антитоксического иммунитета. До начала массовой вакцинации чаще болели дети в возрасте 7-10 лет, взрослые болели дифтерией крайне редко, а общая восприимчивость составляла 5-10%. Путь распространения — воздушно капельный и контактный, причем перенос инфекции возможен как здоровым носителем, так и привитым человеком! Возбудитель дифтерии обычно контактирует с органами дыхания и вызывает поражения миндалин, зева, носа и гортани. Образуются г рязно-белые налеты фибрина на миндалинах, которые постепенно распространяются на небо. Возбудитель выделяет экзотоксин, имеющий выраженное местное и общетоксическое действие. К осложнениям относятся тяжелые поражения сердца и почек, вызванные токсином, а также паралич мягкого неба и дифтерийный круп. Токсические формы дифтерии имеют тяжелое течение и могут привести к летальному исходу. Привитой ребенок тоже может заболеть, но в более легкой форме. Это возможно в случае возникновения иммунной недостаточности после перенесенных инфекционных заболеваний (поэтому так важно прививать только абсолютно здоровых детей!). Кроме того, есть случаи иммунной рефрактерности, когда у привитого ребенка не происходит формирования специфического иммунитета, что наблюдают в 10% случаев вакцинирования. При обнаружении признаков заболевания больному вводят противодифтерийную сыворотку. Эта пассивная иммунизация является серьезным терапевтическим вмешательством, поскольку материал для инъекций получают от лошадей. Кроме того, импользуются антибиотики, но они действуют на бактерии, а не на образовавшийся токсин. Для вакцинации от дифтерии имеется разный прививочный материал: 1. российская АКДС – адсорбированная вакцина коклюшно-дифтерийно-столбнячная, адсорбент гидроокись алюминия, консервант мертиолят. Содержит столбнячный и дифтерийный анатоксин и убитые коклюшные микробы. Противококлюшный иммунитет вырабатывается в 70- 80%, от других инфекций – в 95% случаев. Кроме общих противопоказаний к вакцинации имеются дополнительные, а именно прогрессирующие заболевания нервной системы и афебрильные судороги. Осложнения: в 1% -повышение температуры выше 38 гр., тяжелые сосудистые и неврологические осложнения, анафилактический шок. Токсичность вакцины обусловлена в большей степени коклюшным компонентом. Прививают эту вакцины трехкратно до года и через 12 месяцев. Если ребенок не привит до возраста 4 года, то его прививают АДС-анатоксином или АДС-М – анатоксином, то есть без коклюшного компонента. 2. Тетракок – 4-х компонентная вакцина, содержащая кроме трех вышеперечисленных компонентов инактивированные вирусы полиомиелита 3-х типов. Производится во Франции, институтом Пастера. В аннотации указано, что «благодаря высокой степени очистки у 85% детей не отмечается послепрививочных реакций, в 15-20 % эта вакцина вызывает температурную реакцию до 38,6 гр. и выше». Содержит адсорбент гидроокись алюминия и консервант формальдегид. «Побочные» эффекты – те же, что и у АКДС. 3. Вакцина Д.Т.Вакс того же производства, содержит дифтерийный и столбнячный анатоксины и те же самые консервант и сорбент. 4. Российский аналог этой вакцины – АДС-М- анатоксин. 5. АД-М- анатоксин – прививка против дифтерии (Россия).

16ТУБЕРКУЛЕЗ. Прививка БЦЖ, которую делают детям в роддоме на 3-4 сутки, практически означает следующее: вашему новорожденному ребенку вводят живые микобактерии вакцинного штамма возбудителя туберкулеза коров, которые далее расселяются в его организме и пребывают в нем всю оставшуюся жизнь, стимулируя выработку антител к туберкулезным микобактериям. Побочные эффекты (!): регионарный лимфоаденит, холодные абсцессы, оститы, келоидные рубцы, генерализованная БЦЖ-инфекция (то есть поствакцинальный туберкулез!). И все это поступает в организм новорожденного ребенка, который практически не способен развить нормальный иммунный ответ. У меня есть единственное вразумительное объяснение этого факта: эта прививка была введена в тот период (примерно 1955 год), когда население нашей страны жило во вполне определенных условиях нехватки жилья. Люди жили в бараках и коммунальных квартирах, расположенных в бывших многокомнатных домах знати, где обитало по 4-6 человек в комнате, а единственная кухня и санузел приходились на 10 семей и более, и в подобной коммуналке, как правило, оказывалось 2-3 больных открытой формой туберкулеза, после фронтов гражданской и отечественной войн, а многие семьи жили столь бедно, что не могли обеспечить полноценное питание детям, некоторые голодали. А часть семей вообще ютилась по темным и сырым подвалам. Это та среда и те условия, которые способствуют распространению туберкулеза. Сколь разительно отличаются условия современной жизни, когда практически каждая семья имеет отдельную квартиру, а многие собственный просторный и теплый дом. А уж количество всякой пищи можно назвать не только достаточным, но и избыточным. Известно, что туберкулез – скорее социальная проблема, связанная с условиями жизни и наличием неблагоприятных ситуаций в обществе. Многие страны не вакцинируют население от туберкулеза или отказались от БЦЖ и имеют при этом гораздо более низкий процент заболеваемости, чем страны с широким охватом населения вакцинацией. Австралия, Канада, Голландия и США имеют самую низкую смертность от туберкулеза без БЦЖ-вакцинации, при этом Китай с 97% охватом вакцинацией имеет этот показатель в 37- 73 раза выше. Аналогично в Чехии, отказавшейся от этой вакцинации, в 1995 году заболеваемость составила 18 на 100 тысяч, а в Польше, где прививка обязательна с 1955 года и проводится 4 раза (!!!), составила в том же году 42 на 100 тысяч. В Швеции обязательная противотуберкулезная вакцинация новорожденных прекращена в 1975 году. В Англии вакцинируются только лица из групп риска по туберкулезу. В России уже в роддоме ребенку делают 2 прививки – БЦЖ и от гепатита В, хотя известно, что ранняя вакцинация может не повлечь иммунного ответа, если в крови детей еще циркулируют материнские антитела или дети по показаниям получали препараты крови, гамма-глобулин, плазму. Так, в Германии противотуберкулезная вакцинация осуществляется только с 16 лет при наличии показаний. Кроме того, вакцина БЦЖ дает очень тяжелые, плохо поддающиеся лечению осложнения, а после 1962 года, когда в СССР была введена внутрикожная вакцинация БЦЖ, появились дети раннего возраста, больные хроническим лимфогранулематозом (онкологическое заболевание крови), у которых обязательно имел место левосторонний подмышечный лимфаденит-БЦЖ.

ГЕПАТИТ В. Прививка от гепатита В тоже вызывает очень много вопросов. Эта инфекция передается 2-мя путями, парентерально (через кровь) и при незащищенных половых контактах с человеком, активно выделяющим вирус, то есть в продромальной стадии болезни (за 2-8 недель до повышения уровня транспептидаз), и при хроническом течении гепатита. Только кровь, сперма и, возможно, слюна представляют реальную эпидемиологическую опасность, так как в других жидкостях концентрация вируса очень мала. Известно, что люди, переболевшие гепатитом В, могут в 5-10 % случаев остаться хроническими носителями вируса, имея положительный анализ на HВs-антиген. Возможна также и вертикальная передача возбудителя от матери плоду при разрыве плаценты и во время родов. Опасность передачи инфекции возрастает в десятки раз при наличии у женщины не только HBsAg, но и HBeAg. Если не проводить специальных профилактических мероприятий, вирусным гепатитом В инфицируется до 90% детей, родившихся от матерей-вирусоносителей. Эта группа детей нуждается в ранней вакцинации против гепатита В!17 Кровь людей, носителей HВsAg, является потенциально опасной, HВsAg приводит к развитию гепатита у 50-90% реципиентов в зависимости от инфицирующей дозы. Передача вируса происходит через неправильно стерилизованные медицинские инструменты и при переливания плохо оттестированных препаратов крови, либо при тесных контактах в семье. Первый их этих факторов все более отходит на задний план, поэтому в вакцинации от этой инфекции нуждаются вполне определенные группы риска: члены семей носителей HВs-антигена, врачи и медработники, имеющие контакты с кровью, люди, нуждающиеся в частом переливании препаратов крови, военные, принимающие участие в боевых действиях. Ребенок, родители которого имеют НВs-антиген в крови, тоже нуждается в этой прививке. Необходимость вакцинация всех новорожденных детей в первые сутки жизни не является обоснованной, поскольку к аждая прививка по определению есть «серьезная медицинская манипуляция» и создает дополнительную нагрузку на его иммунную систему в первый момент адаптации к жизни.

Вакцина от гепатита В является рекомбинантной, то есть приготовленной с использованием генно-инженерных технологий, часть генома возбудителя встраивают в геном клетки-продуцента, которая синтезирует соответствующие белки-антигены. Их выделяют и используют в качестве вакцинного материала.

Побочное действие вакцины ЭНДЖЕРИКС* В:

Побочные эффекты, выявлены во время проведения клинических исследований.

Нежелательные реакции, приведенные ниже, перечислены в зависимости от анатомо-физиологической классификации и частоты встречаемости. Частота встречаемости определяется следующим образом: очень часто (> 1/10), часто (> 1/100 и < 1/10), нечасто (> 1/1 000 и < 1/100), редко (> 1/10 000 и < 1/1 000), очень редко (< 1/10 000, включая отдельные случаи).

Категории частоты были сформированы на основании клинических исследований препарата и пострегистрационного наблюдения. Как и для других вакцин против гепатита В, причинно-следственная связь реакций, возникавших редко и очень редко, включая отдельные сообщения, с введением вакцины не установлена.

Со стороны кроветворной и лимфатической системы. Редко: лимфаденопатия.

Со стороны обмена веществ и питания. Часто: потеря аппетита.

Со стороны психики. Очень часто: раздражительность.

Со стороны нервной системы. Часто: головная боль (очень часто у лиц моложе 16 лет), сонливость. Нечасто: головокружение. Редко: парестезия.

Со стороны желудочно-кишечного тракта. Часто: тошнота, рвота, диарея, боли в животе.

Со стороны кожи и подкожно-жировой клетчатки. Редко: сыпь, зуд, крапивница.

Со стороны костно-мышечной системы и соединительной ткани. Нечасто: миалгия. Редко: артралгия

Общие реакции: Очень часто: болезненность и покраснение в месте инъекции, утомляемость. Часто: припухлость в месте инъекции, недомогание, реакции в месте введения (такие как уплотнение),повышение температуры (> 37,5 °С). Нечасто: гриппоподобный синдром

Нежелательные явления, выявленные во время пострегистрационного наблюдения (регистрировались в единичных случаях, причинно-следственная связь с введением вакцины не установлена).

Со стороны кроветворной и лимфатической системы: тромбоцитопения.

Инфекции и инвазии: менингит.

Со стороны иммунной системы: анафилаксия, аллергические реакции, включая анафилактоидные реакции и синдром, напоминающий сывороточную болезнь.

Со стороны нервной системы: паралич, судороги, гиперстезия, энцефалит, энцефалопатия, нейропатия, неврит.

Со стороны сердечно-сосудистой системы: гипотония, васкулит.

Со стороны кожи и подкожно-жировой клетчатки: ангионевротический отек, лишай Вильсона, мультиформная эритема.

Со стороны костно-мышечной системы и соединительной ткани: артрит, мышечная слабость.

ОСОБЫЕ УКАЗАНИЯ: В связи с возможностью развития в редких случаях анафилактической реакции, привитые должны находиться под медицинским наблюдением в течение 30 минут, а процедурные кабинеты должны быть обеспечены средствами противошоковой терапии (мне очень интересно, видели ли родители вакцинируемых детей все это в кабинетах вакцинации?! Сколько времени наблюдали их ребенка? У нас до сих пор существует практика, когда родителей вообще не ставят в известность о том, что их ребенку будет или уже сделана прививка от чего-либо!)

Следует учитывать потенциальный риск апноэ и необходимость мониторинга дыхательной функции в течение 48-72 часов при проведении курса первичной вакцинации детей, родившихся преждевременно (< 28 недель гестации), и, особенно,детей с незрелой дыхательной системой, если ввиду необходимости вакцинации ребенка прививку нельзя отложить или отказаться от ее проведении.

Влияние на способности к концентрации внимания: Маловероятно.

Комментарий: многие состояния, описанные в официальной инструкции к вакцинам Приорикс и Энджерикс В (см.выше), имеют аутоиммунную природу.

Любая вакцинация, а сейчас проводят одновременную вакцинопрофилактику детей от 4-6 болезней, может вызывать поликлональную активацию лимфоидных клеток, которая является неспецифической, характеризуется одновременным появлением клонов антител ко многим возбудителям (без их обнаружения в крови) и может приводить к повышению уровня аутоантител (то есть к развитию тяжелейшей патологии – аутоиммуным заболеваениям), а также имеет все признаки иммунодефицитного состояния. Появление постинфекционных иммунодефицитов связано с высокой антигенной нагрузкой на организм и ограниченностью резервов иммунной системы, аналогичную картину можно получить при практически непрерывной иммунизации ребенка с момента рождения. Современный принятый в России «календарь вакцинации» включает последовательную иммунизацию граждан, начиная с первых суток и до конца жизни. До возраста 1 год – 21 обязательная и 4 прививки для групп риска. И это в тот период, когда ребенок проходит процесс сложной адаптации к окружающему миру! Трудно не вспомнить название книги А. Котока «Беспощадная иммунизация». И еще 18 вакцинаций до возраста 18 лет плюс ежегодная пожизненная вакцинация от гриппа. А еще дифтерия и корь по эпидпоказаниям, и столбняк при травмах с попаданием грязи. Подобная многократная стимуляция иммунной системы в первые годы жизни ребенка с большой вероятностью может не только привести к истощению иммунных механизмов у детей с исходной иммунологической недостаточностью, но и вызвать иммунодефицитное состояние у здоровых детей. Кроме того, практически все вакцины содержат дополнительные токсичные компоненты в том или ином сочетании, которые вводятся сразу в кровь: антибиотики, препарат ртути мертиолят, фенол, белок куриных эмбрионов, гидроокись алюминия. Эти вещества могут не только вызвать аллергическую реакцию у ребенка, имеющего аллергическую настроенность, но и иметь при подобной частоте вакцинации токсический эффект.

18Безусловно, прививки оправданы, когда есть необходимость отвести угрозу тяжелой болезни от одного человека или группы людей, НО: рекомендовать их стоит лишь в случаях, когда сама прививка не создает новых существенных опасностей (тяжелых последствий). Для того, чтобы избежать этих последствий, необходим индивидуальный подход к вакцинации каждого ребенка с предварительным врачебным анализом анамнеза его жизни, беременности его матери, возможных наследственных предрасположенностей, полученных от родителей. Кроме этого, представляется важным оценить состояние его иммунитета и способности развить адекватный ответ на введение вакцины с последующим определением титров защитных антител. Возможно, многим детям не потребуется или потребуется более редкая или отсроченная вакцинация, вакцинация иными, существенно более низкими дозами. Но для осуществления этого должны быть организованы специальные прививочные центры, имеющие соответствующее оборудование и обученный персонал, что на данный момент является скорее мечтой. В то время, когда вакцинология находилась в стадии становления и развития, врачи более осторожно и бережно относились к иммунизации ослабленных детей, в настоящее время положение о «полной безопасности прививок» получило столь широкое распространение, что врачи, мало знакомые с функционированием иммунной системы, слепо следуют «спущенным сверху» разнарядкам. В справочнике «Клинико-иммунологическая эффективность иммунобиологических препаратов» под.ред. М.П.Костинова и Н.В.Медуницыной на стр. 92 сказано, что «по официальной статистике МЗ РФ, в конце 90-х годов не более 10-15% детей рождаются здоровыми и в таком же соотношении поступают в дошкольные и школьные учреждения». Подобная ситуация вынуждает медработников «смягчать» критерии отбора детей для вакцинации, оставив осмотр врача и термометрию и исключив даже простейшие анализы крови и мочи и сократив интервал после выздоровления от перенесенного острого заболевания до 2-х недель. При этом «стабильные неврологические состояния, астму, экзему, анемию, врожденные пороки, тимомегалию (показатель иммунологической несостоятельности) и многие другие хронические заболевания определили как «необоснованный отвод от прививок». Но, кроме этих указаний, существуют еще рекомендации ВОЗ (1986-1990 г.), в которых сказано: «Противопоказания к иммунизации могут быть общими (хронические болезни сердца, легких, нервной системы или почек) или специфическими к данной вакцине. Введение живых вакцин противопоказано лицам с иммунологической недостаточностью и беременным». Далее встает вопрос об «иммунологической недостаточности» и ее критериях, которые следует соблюдать при выполнении плана вакцинаций. В том же справочнике на стр. 18 написано: «Основной причиной возникновения вакциноассоциированных случаев заболеваний является наличие у детей иммунодефицитов и иммунодефицитных состояний», «Дети, рожденные от матерей с инфекционно-воспалительными заболеваниями, относятся к группе риска по возникновению иммунопатологических процессов», «Аттенуированные вирусные и бактериальные вакцины, безопасные для здоровых детей, могут вызвать тяжелые инфекции у детей с дефектами иммунной системы». Смею предположить, что к этой же группе следует отнести детей, матери которых в течение беременности получали гормональную терапию, которую акушеры-гинекологи с легкостью назначают с первых недель беременности для «профилактики выкидыша» и продолжают до срока 36 недель. Необходимо учитывать и то, что кроме выраженных иммунодефицитных состояний существует множество форм переходной иммуносупрессии.

Хочу еще раз вернуться к вакцинации новорожденных детей БЦЖ (живая вакцина!) в первые дни жизни, когда ребенок вообще не способен развить собственный адекватный иммунный ответ, то есть его состояние априори определяется как «иммунная недостаточность». Дорогие родители, ознакомьтесь заранее с проблемами вакцинопрофилактики и подумайте о том, какую тактику вы выберете в отношении своего новорожденного ребенка! Кроме того, так ли уж оправдано стремление родителей уберечь свое ненаглядное чадо от «всего и вся», в том числе и от возможности переболеть в детстве определенными инфекционными заболеваниями, почему-то выбранными самой ЭВОЛЮЦИЕЙ для тренировки иммунитета, и сформировать естественную пожизненную защиту от этих инфекций? Все ли нам известно о процессе естественного становления приобретенного иммунитета и его дальнейшей роли в устойчивости организма взрослого человека к развитию так называемых «взрослых» болезней, способности защищать его организм от влияния многочисленных неблагоприятных факторов внешней среды, что мы считаем возможным грубо вмешиваться в организм ребенка, навязывая ему некий искусственный алгоритм становления иммунных реакций без учета его индивидуальных особенностей, предрасположенностей и условий жизни? Ведь хорошо известно, что не все дети заболевают даже в случае эпидемии, да и болеют тоже по-разному. Чем наша современная популяция за это расплачивается? Непрерывные вялотекущие ОРЗ, персистенция энтеровирусной инфекции, иммунитет к которой крайне короток, и ребенок может болеть этой инфекцией несколько раз в год, аденоидиты, астма в детском возрасте, нарастающая аллергизация и тяжелые поражения кожи, онкология, развивающаяся не только в раннем возрасте, но и при внутриутробном развитии, увеличение количества бесплодных пар и так далее, и так далее. Тщательно оберегая наших детей от любых трудностей, в том числе и от естественных «детских болезней», получим ли мы жизнеспособное, здоровое и творчески активное население? Если нет ни внешнего стимула, ни необходимости с чем-то бороться и что-то преодолевать, напрягая жизненные силы, то можно спокойно «лежать на печи и есть калачи». Вряд ли мы желаем это счастье нашим детям!

Крайне важным моментом является то, как наш ребенок болеет, и что мы используем в качестве лекарства или помощи ему в период болезни. Первым защитным механизмом при остром инфекционном процессе является повышение температуры, которое сопровождается активацией синтеза и выбросом в кровь огромного количества факторов, участвующих в развитии гуморальных и клеточных механизмов иммунного ответа, а также само по себе создает условия для гибели бактерий и вирусов. Что первое мы делаем в случае повышения температуры у ребенка? Конечно, даем панадол, анальгин и другие жаропонижающие препараты, то есть отключаем естественный механизм сопротивления инфекции. Что же происходит далее? Нет нормального иммунного ответа, развивается так называемая «вторичная флора», ребенок переходит в фазу вялотекущего воспалительного процесса, при котором могут развиться осложнения в виде бронхита, гайморита, отита и прочих воспалительных реакций. Иммунитет не справился, а дальше в дело вступают антибиотики, сульфаниламиды и иммуномодуляторы. Увы, совсем не безопасные препараты интерферонов и их стимуляторов становятся обычными в практике педиатра. А к ним еще и антигистаминные, чтобы предотвратить возможную аллергическую реакцию на все это. Антибиотики обладают широким спектром антибактериального действия, уничтожая в том числе и полезную микрофлору кишечника, создающую определенную защитную среду для правильного функционирования важного иммунного органа пейеровых бляшек, расположенных в тонком кишечнике. B-лимфоциты составляют 50-70%, T-лимфоциты – 10-30% всех клеток пейеровой бляшки. Основная функция пейеровых бляшек – поддержание иммуногенеза B-лимфоцитов и их дифференцировка в плазмоциты, продуцирующие АТ – иммуноглобулины секреторных классов A и E (IgA и IgE). Продукция IgA в слизистой оболочке кишки составляет более 70% общей ежедневной продукции иммуноглобулинов в организме: у взрослого человека около 3 г IgA каждый день. Более 90% всего синтезируемого организмом IgE экскретируется через слизистую оболочку в просвет кишки. Кроме того, эта микрофлора участвует как в процессе пищеварения, так и обладает способностью синтезировать многие полезные вещества, витамины и пр. И этот защитный механизм мы также легко и бездумно подавляем. Что же дальше? Так называемые дисбактериозы, аллергии, непереносимость многих пищевых продуктов. И все тот же плавный путь в иммунонодефицитное состояние…

По мнению психологов, воспитание ребенка тоже может служить поводом для возникновения частых детских болезней. Если рассматривать болезнь как нарушение внутренней гармонии, то она может быть защитным механизмом, позволяющим вернуться в свою удобную «норку», к своим любимым привычкам. Очень часто ребенок начинает болеть, когда в семье назревает разрыв между отцом и матерью, подсознательно протестуя таким способом. К частым болезням может приводить и такая тактика воспитания, как гиперопека. Родители, которые придерживаются такого стиля воспитания, говорят: «Не надо отнимать у ребенка детство!». Под «детством» в таких семьях понимается то, что ребенок должен только играть и радоваться жизни. Поэтому взрослые старательно и исключительно из благих намерений стараются обеспечить ребенку полный комфорт существования. В такой ситуации ребенок растет, а навыки самостоятельного поведения не формируются. Попадая в детский сад или школу, где нужно самому мыть руки, самому застегивать штанишки, самому строить отношения с ровесниками, самостоятельно выражать свои мысли, ребенок оказывается в стрессовой ситуации перегрузки: не могу, не успеваю, не умею! И болезнь приходит на помощь, возвращая ребенка в привычную домашнюю обстановку. Если в семье особое внимание уделяется достижениям ребенка, то с раннего возраста родителями выбираются направления деятельности (спортивные, творческие, интеллектуальные), в которых ребенок должен показать высокий результат. Когда выбранное направление совпадает с характером и интересом ребенка, то все довольны. Иногда родители ошибаются, и ребенок, прикладывая усилия, не достигает желаемых высоких результатов. В таком случае родители недовольны и обвиняют ребенка в ленности. При этом ребенок остро переживает свои неудачи, а болезнь опять оказывается палочкой-выручалочкой, освобождающей его от череды требований и обвинений и переключающей родителей на любовь и заботу о нем. Очень важно понять ошибки в своих взглядах на воспитание и изменить тактику, задав себе следующие вопросы: «Какой мой ребенок?», «Каковы его природные склонности?», «Как я могу помочь развить его сильные стороны?». И научиться принимать своего ребенка таким, какой он есть, со всеми сильными и слабыми сторонами его личности, отдавая себе отчет в том, что наш ребенок является во многом нашей проекцией. Но увидеть то, что, воспитывая нашего ребенка, мы стараемся изменить в нем наши собственные черты, очень и очень непросто!

20

Сколько же любви, терпения, самоотдачи и мудрости требуется родителям, чтобы вырастить здорового и счастливого ребенка, дав ему с собой в жизнь уверенность в собственных возможностях и навыки для реализации его способностей и талантов!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. ВАКЦИНАЦИЯ БЦЖ. Доклад Исследовательской группы ВОЗ, июнь 1980г.

2. Гаврилова И.М. «Часто болеющие дети», лекционный материал.

3. Гебель В., Глеклер М. «Ребенок. От младенчества к совершеннолетию», Калуга, 2004 г.

4. Кашкин К.П. и Караев З.О. «Иммунная реактивность организма и антибиотическая терапия», Ленинград, 1984 г.

5. Костина М.П., Медуницина Н.В. «Клинико-иммунологическая эффективность иммунобиологических препаратов» (справочник), Москва, 2004 г.

6. Кульберг А.Я. «Регуляция иммунного ответа», Москва, 1986;

7. МУ 3.3.1879-04. 3.3. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Расследование поствакцинальных осложнений. Методические указания. Федеральное законодательство. Текст документа по состоянию на июль 2011 года.

8. Нисевич Н.И., Учайкин В.Ф. «Инфекционные болезни у детей», Москва, 1985 г.

9. Стефани Д.В. и Вельтищев Ю.Е. «Клиническая иммунология детского возраста», Ленинград, 1977 г.

10. Столяров И.Д. «Взаимодействие нервной и иммунной систем при органических поражениях головного мозга», автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук, Санкт-Петербург, 1996 г.

11. Червонская Г.П. «Обилие поствакцинальных осложнений как причина детской инвалидности», Москва, 2007 г.

Подрез Л.А.

Гаврилова И.М.

Кныш Е.Н.

Добавить комментарий